Подводные камни при выборе курсов иностранных языков
Полуправда №1: «Хватит зубрить! Просто начни говорить!»
«ХВАТИТ ЗУБРИТЬ! ПРОСТО НАЧНИ ГОВОРИТЬ!» — наперебой рекламируют свой коммуникативный подход всевозможные курсы. Казалось бы, почему нет? Просто записаться на курсы и просто начать говорить.... На самом деле, «просто заговорить» можно только при сочетании целого ряда условий. Нужно, чтобы процесс «простоговорения» направлял либо преподаватель, либо любой другой человек, владеющий языком и обладающий навыками обучения этому языку как иностранному. Правильным образом построенных занятий должно быть достаточно много, чтобы у ученика выработались нужные навыки, а человек в группе при этом должно быть достаточно мало, чтобы каждый имел время для индивидуальной практики с педагогом. Наконец, требуется время, чтобы новый язык вошёл в вашу жизнь, а запас слов и конструкций стал достаточно разнообразным для лёгкого и непринуждённого выражения вашей мысли. Да-да, серьёзное изучение языка — это в любом случае надолго, даже с самым лучшим преподавателем, даже в самой маленькой группе, даже по самой современной методике. Конечно же, за пару месяцев можно и нужно научить говорить на простые темы простыми предложениями. Но вот по-настоящему «просто говорить» обо всём на свете, то есть легко, не задумываясь, не напрягаясь, мгновенно не получится. Итак, выбирая курсы, нужно прежде всего узнать, КТО будет вести занятия (подробно почитать про преподавателя, его образование, опыт работы) и СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК будет в группе.
Полуправда №2: «Интенсивный курс!»
Казалось бы, вот оно, волшебное средство! Огромное количество московских курсов предлагает очень интенсивные занятия по два-три раза в неделю по четыре академических часа. Цена одного часа при этом получается соблазнительно низкой, в группах же может быть и по 10, и по 15 человек. Так как оплата обычно за несколько месяцев сразу, новичок и ходит несколько месяцев на такие занятия, полагая, что большое количество часов сделает своё дело само по себе. Только вот что-то не получается. Требуются титанические усилия, чтобы два-три раза в неделю перед работой или после неё проводить в аудитории по три астрономических часа (прибавим сюда ещё время на дорогу туда-обратно), голова гудит от напряжения, а чуда всё не происходит. «Просто говорить», как в рекламе, не получается. Разочарованный, после нескольких месяцев мучений ученик сдаётся: «Наверное, я просто не способен к языкам». А ведь дело вовсе не в способности или неспособности, а в том, что такая конфигурация занятий не подходит этому конкретному ученику. Гораздо лучше и полезнее было бы, если бы ученику давалась возможность выбрать интенсивность и время занятий. Если группа маленькая, то интенсивность может быть любой (разве что всё-таки не реже одной пары в неделю) - такой, какая подходит именно вам и не отрывает от сна драгоценные часы. Есть люди, которым подходят занятия три раза в неделю (или хоть ежедневно), и есть люди, которым будет комфортно заниматься не столь часто. Но самое важное в любом случае — группа должна быть маленькой, не больше 6-7 человек (а лучше меньше). Итак, выбирая курсы, ищите УДОБНОЕ РАСПИСАНИЕ и МАЛЕНЬКУЮ ГРУППУ.
Полуправда №3: «Занятия с носителем»
При выборе преподавателя нужно в первую очередь обратить внимание не на то, какой язык для него родной, а на то, какое у него образование и опыт работы. Факт родного языка столь же мало гарантирует успех в изучении, как и количество академических часов. Обучение языку как иностранному — это профессия, требующая фундаментальных знаний. Если у преподавателя-носителя нет лингвистического образования и он не проходил специальных курсов повышения квалификации, или если он только что закончил учёбу и только начинает работать, результат его работы, скорее всего, не будет блестящим. Можно рискнуть, если потерянного времени и денег не жаль. Если жаль, то рисковать не стоит! Выбирая курсы, нужно поинтересоваться биографией своего будущего преподавателя, и принять принципиальное решение: доверяете ли вы ему своё обучение или нет.
Полуправда №4: «Разница в цене»
Конечно же, в Москве выбор курсов иностранных языков огромен. Есть курсы, которые учат «всем языкам», есть те, где преподают только один. Записаться на занятия можно и в центре Москвы, и в спальных районах. Есть интенсивные курсы и курсы с занятиями 1—2 раза в неделю. Разброс цен столь велик, что может ввести в заблуждение человека, который впервые решил записаться на курсы. В самом деле, если занятия английским рядом с домом стоят, допустим, 400 рублей за академический час (то есть при необходимости слушать не менее 8, а то и 12 академических часов в неделю в группе 10-15 человек с преподавателем, о котором ничего не известно, стоимость обучения в месяц составит не меньше 12000 рублей), то почему занятия меньшей интенсивности в центре и с преподавателем из МГУ стоят дороже? Ведь предлагается тот же самый английский язык, который можно измерить в тех же самых академических часах... На самом деле, нужно сравнивать отнюдь не стоимость академического часа и даже не их количество за некую сумму денег. Нужно узнавать, КТО преподаватель (образование, опыт работы), ГДЕ (в центре, рядом с работой, рядом с метро - одним словом, в удобном вам месте) и КОГДА проходят занятия (выбрать удобное время и интенсивность). Не забываем про КОЛИЧЕСТВО человек в группе. Нужно поинтересоваться, как формируются группы, не бывает ли так, что в группу без предварительного тестирования и дополнительных занятий записывают учеников, чей уровень сильно отличается от уровня остальных. Для редких языков нужно с особенной тщательностью выбирать курсы, так как «всеязыковые школы», как правило, не имеют достаточного количества специалистов в штате и достаточного количества пособий в библиотеке, а к группе по, например, греческому языку относятся как к случайному заработку и не сильно переживают по поводу её дальнейшей судьбы.
Полуправда №5: «Культурные центры»
Одно из самых популярных мест для изучения того или иного иностранного языка — это культурный центр. Вот уж где, казалось бы, и специалисты, и библиотека, и разного рода культурные мероприятия, и занятия стоят относительно недорого! Безусловно, культурные центры в большинстве своём пользуются поддержкой дипломатических ведомств, а зачастую даже располагаются с ними в одном здании. Такая поддержка даёт возможность сократить расходы на аренду, на приобретение библиотеки и необходимого для обучения оснащения. Что, конечно же, сказывается на цене — она может быть (а может и не быть) ниже, чем у частных курсов. Однако самым существенным минусом может быть размер и частота набора групп. Если в группе 10 и больше человек, если набор происходит только раз в год, а в остальное время новых учеников записывают без специальной подготовки в старые группы, — результата не будет. В лучшем случае будут неплохие теоретические знания (если старательно ходить на занятия и делать домашние задания), но навыки устной речи с большой долей вероятности будут очень слабыми. Просто посчитайте: сколько минут идёт урок и сколько минут достаётся каждому ученику на устную речь на уроке. Ваш прогресс в языке будет напрямую зависеть от результатов таких нехитрых расчётов.
Преимущества и недостатки «Балканики»
Коммуниативный подход
Наши занятия заточены на развитие навыков устной речи (хотя грамотной письменной тоже уделяется достаточное внимание). По этой причине у нас ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЕ группы и без преувеличения САМЫЕ ЛУЧШИЕ преподаватели. Про каждого из них можно почитать на странице «О нас». Занятия в «Балканике» ведут как русскоязычные преподаватели, так и носители языка, имеющие профильное образование и большой опыт работы. Мы всегда идём навстречу нашим ученикам и корректируем программу при необходимости, а также позволяем выбрать преподавателя и учебник.
Выбор времени и интенсивности занятий
Мы предоставляем ученикам возможность выбрать удобное время и интенсивность занятий. Прежде чем сформировать группу, мы ведём предварительную запись и при составлении расписания учитываем пожелания каждого. На время командировок и отъездов учеников мы корректируем расписание и всегда предоставляем возможность участвовать в занятиях дистанционно. У нас большая библиотека электронных ресурсов, так что каждый заболевший или пропустивший урок ученик получает важные материалы для самоподготовки по электронной почте.
Квалификация
Каждый наш преподаватель имеет высшее профильное образование или сертификат специальных курсов повышения квалификации, у каждого за плечами многолетний опыт работы. Наши студенты традиционно успешно сдают сертификационные экзамены и участвуют в работе летних школ.
Условия
«Балканика» — это частные курсы, расположенные в центре Москвы в четырёх минутах ходьбы от метро «Павелецкая». Удобные, оснащённые всем необходимым помещения для занятий, конечно же, располагают к учёбе, но влияют на стоимость занятий. Стоимость обучения на наших курсах также учитывает размер групп (до 7 человек, но обычно 3—5) и квалификацию преподавателей. Мы очень тщательно подходим к формированию групп: если уровень нового ученика отличается от остальных, мы проводим дополнительные занятия, если один ученик заболел или пропустил занятия, мы помогаем «догнать» группу, наши администраторы рассылают отсутствовавшим материалы и домашние задания. По редким языкам мы набираем группы каждые 1—2 месяца. 2—3 человека для нас - это уже группа, поэтому как только набирается нужное количество учеников, занятия начинаются. Таким образом, начать обучение можно не только в сентябре или феврале, но и в любое другое удобное время, нет необходимости откладывать столь важный процесс «на потом». Если ученик пропускает целый месяц или несколько, ему будет трудно вернуться в свою группу, но всегда можно присоединиться к другой группе – выбор большой.
Начинающие и продолжающие
Обучение в «Балканике» даёт результат благодаря малому количеству учеников в группе и профессионализму преподавателей. В наши продолжающие группы часто записываются те, кто после обучения в культурных центрах хочет «разговориться», перевести свои знания из области теории в практику. Однако нам, к сожалению, часто приходится записывать таких учеников в группы «с нуля» или «почти с нуля» (ложные начинающие), так как наше обучение предусматривает большой объём разговорной практики с самых первых уроков.